ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОД МОЕГО ГОРОДА, ПОСЕЛКА, РАЙОНА – ПРО-ТУРИЗМ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С. СОСНОВКА БЕССОНОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(филиал с. Пазелки)
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОД МОЕГО ГОРОДА, ПОСЕЛКА, РАЙОНА – ПРО-ТУРИЗМ»
НОМИНАЦИЯ
«МАРШРУТЫ ТРАДИЦИОННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТОВЫХ МЕСТ»
Проект
«Духовно-туристический маршрут Пазелские традиции»
Выполнил: Потапов А.В.
Возрастная категория: от 10 до 13 лет
Руководитель: Потапова И.В.
Пенза, 2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. Историческая справка…………………………….……………….…….4
ГЛАВА 2. Начало пути…….………………………………..…………………………7
ГЛАВА 3. Ансамбль «Чевгелина»..…………………………………………...........8
ГЛАВА 4. День эрзянского языка…………………………………………………11
ГЛАВА 5. Школьный музей……………………………………………………….13
ГЛАВА 6. Купель ………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………...………...…..17
Список источников и использованной литературы…………………..………….19
Приложение…….………………………………………...………………………..20
Введение
Культурно-исторический туризм - возможность ознакомления с историей, культурой и традицией другого народа, участие в событиях культурной жизни. Независимо от тематики тура, все культурно-исторические программы способствуют расширению познания другой культуры. Это постижение самих себя через прикосновение к существующим ныне памятникам как минувших эпох, так и современности. Это возможность соприкоснуться с традициями и обычаями народов мира, их культурой и обычаями.
Проблема исследования:
проект «Маршрут традиционного и религиозного культового места - с. Пазелки» направлен на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Реализация проекта будет способствовать решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, созданию здоровой альтернативы асоциальным явлениям.
Тема исследования:
Духовно-туристический маршрут "Пазелские традиции".
Цель исследования:
- Сохранение и формирование чувства уважения к культурным традициям
эрзянского народа.
- Приобщение молодого поколения к своим корням, развитие интереса и
любви к творчеству, к прошлому своего народа.
- Изучить историю и культуру родного края, его духовно-нравственных
традиции.
- Сформировать у учащихся представления о ценностях культурно-исторического наследия малой родины.
- Сохранить культурное наследие малой родины через популяризацию духовных святынь родного края.
Объект исследования:традиции коренного населения, памятники на территории села Пазелки Бессоновского района.
Маршрут отличается новизной и оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, возрождение православных традиций, жизни в населенных пунктах.
Гипотеза исследования:
«Духовно-туристический маршрут "Пазелские традиции" направлен на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи.
Задачи исследования:
- Способствовать формированию у учащихся социальной и гражданской зрелости, патриотических чувств.
- Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.
- Развивать интерес к истории своей малой родины;
- Повышать уровень духовной культуры учащихся;
- Разработать схему трассы маршрута и программу обслуживания на маршруте;
- Изучить и охарактеризовать объекты показа.
- Выявить особенности объектов, их роль в общей культуре поселения.
- Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов.
ГЛАВА 1. Историческая справка
Поселение возникло не позднее 1689 года, так как уже в Отказной книге Пензенской Приказной избы за 1690 год в Мурзах значатся служилые люди: Митька Москаев, Сюнчак Челпанов, Новтайка Чевтаев, Лусканка Розгилдеев, Живайка Кофтаев. Заметим, что «мурзами» их называли та мордва, на землях которых они поселились! А свое поселение местные жители именовали по-другому: «Пазь алго» (от «пазь» - посконь и «алго» - под, то есть, «место под посконь»), что звучало как «Пазялго», поэтому русские приказные, составлявшие ясачные книги, стали называть село «Пазелки». В 1709 году в Засурском стане Пензенского уезда значатся в Пазелках 62 двора ясачной мордвы, в них 159 ревизских (мужских) душ, из них - 11 новокрещенных. В 1748 году - уже 390 ревизских душ, в 1877 - всего 2222 человека, 1 церковь (построена в 1870 году), 1 инородческое училище (открыто в 1865 году), кожевенный завод, 8 лавок, 2 ветряные мельницы, казенный кабак с постоялым двором. В 1897 году в селе проживало 2964 человек.
ПАЗЕЛКИ (Пазелка, Панзелки, Мурзы), мордовское-эрзя село Сосновского сельсовета, в 8 км к северо-востоку от него, на одноименной речке, притоке Вяди. На 1.1.2004 г. – 335 хозяйств, 888 жителей. Основано не позднее 1689 г. служилой мордвой, о чем говорит народное название села – Мурзы. Мурзами в 17 в. назывались низшие дворяне у мордвы и татар. В 1690 г. в отказной книге Пензенской приказной избы упоминаются мордва этой деревни Митька Москаев, Сюнчак Челпанов, Новтайка Чевтаев, Лусканка Розгилдеев и Живайка Кофкаев. К 1709 г. социальный состав селения изменился, в нем жила уже ясачная мордва (не мурзы) в 62 дворах, платили подати с 23 ясаков, 137 душ мужского пола, 90 – женского, в 1718 г. – 58 дворов ясачной мордвы, 143 души мужского пола, 142 – женского (РГАДА, ф. 350, оп. 1, е.хр. 306, лл. 168 об.-175 об.). Гидроним Пазелки (левый приток Вяди, бассейн Суры) восходит к мордовскому паз («божье»), эрьке («озеро»), место языческих молений.
В 1748 г. – д. Панзелки Засурского стана Пензенского уезда, 195 ревизских душ ясачной мордвы, в том числе 11 новокрещен (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е.хр. 2546, лл. 570 об.- 581). В 1782 г. сёла Пазелки и Вышелеи (см. Вышелей Городищенского района), 197 дворов, «из мордвы новокрещеных мурз и крестьян», имели общую земельную дачу площадью в 15318 десятин, в том числе усадебной земли – 175, пашни – 1606, леса – 13089, сенокосов – 239; в Пазелках – церковь во имя Рождества Христова; «земля иловатая, с песком, хлеб и покосы средственны; лес строевой, дубовый, липовый и сосновый, между коим и дровяной. Из мордвы новокрещеные мурзы и крестьяне на положенном казенном окладе» (РГАДА, ф. 1355, оп. 1, е.хр. 1032, л. 2). В 1877 г. – церковь, школа, кожевенный завод. В 1911 г. – село Вышелейской волости Городищенского уезда, одна община, 640 дворов, водяная мельница, мельница с нефтяным двигателем, 3 ветряных, шерсточесалка, овчинное заведение, 7 кузниц, 12 лавок, в 3-х верстах – крупное имение Никулина. В 1955 г. – центр сельсовета, центральная усадьба колхоза имени Молотова. В 1980-е гг. – центральная усадьба совхоза «Светлополянского».
ГЛАВА 2. Начало пути.
- Стелла, посвященная односельчанам, ушедшим на фронт в Великую Отечественную войну..
- Въезжая в село Пазелки мы видим щит с информацией об односельчанах, ушедших на фронт в Великую Отечественную войну. «Никто не забыт, ничто не забыто!» - гласит надпись. Этот щит был установлен в честь 75-й годовщины Победы над фашисткой Германией.
- «Покш эрзянь чи».
- Ежегодно в День Святой Троицы в нашем селе проводится праздник – «Покш эрзянь чи», где односельчане и гости села вспоминают традиции эрзянского народа, стараются сохранить их, чтобы передать из поколения в поколение.
- Это праздник, направленный на сохранение и развитие национальных традиций и культуры. Здесь ежегодно демонстрируются свадебные обряды и семиголосье, национальная борьба Тюштянь Тюрема и поются эрзянские частушки. Гостей угощают национальным блюдом «Шулюмка», которое готовится из мяса молодого бычка. Также на празднике можно научиться резьбе по дереву и плетению лаптей, пострелять из лука, побороться на руках, поучаствовать в хороводе и посмотреть выступления пензенских и мордовских этнических коллективов.
- Гостей встречают хлебом и медом — символом гостеприимства. На главной площади свое мастерство демонстрируют народные умельцы, накрываются столы с традиционными блюдами мордовской кухни. На этнополяне работали мастер-классы, детские площадки, состязались борцы.
- Официальная часть праздника начинается после показа старинного обряда — всеобщего моления о сохранении и благополучии народа, о даровании здоровья и хорошем урожае. Цель проведения этого мероприятия — показать, что это и есть Россия, Россия многоголосая, Россия многонациональная, Россия многотворческая».
- На празднике много говорится о традициях нашего села Пазелки. Так вот один мудрец сказал: «Традиция — это не сохранение пепла, это поддержание огня».
- Праздничный концерт, на котором выступают фольклорные коллективы муниципальных образований Пензенской области и Республики Мордовия, народные гулянья и дискотека продолжаются до позднего вечера.
- «Покш эрзянь чи» – это праздник, который познакомит всех желающих с богатой культурой эрзянского народа. На празднике соберутся многочисленные гости из соседних регионов, Республики Мордовия, районов Пензенской области. Всего ожидается более двух тысяч человек. В ходе праздника они смогут насладиться моментами общения с интересными людьми, окунуться в мир культуры и традиций мордовского населения, познакомиться с творением умельцев Мордовии. Среди представленного многообразия изделий народных мастеров – тавлинская деревянная игрушка как наглядное отражение времени, память о человеке. Для всех присутствующих на празднике состоится концерт с участием известных фольклорных коллективов.
- В рамках праздника пройдут соревнования по мини-футболу, шашкам, шахматам, поднятию тяжестей и армрестлингу. И взрослые, и дети смогут принять участие в забавных конкурсах и играх. Каждый участник «Покш эрзянь чи» сможет оценить блюда национальной кухни.
ГЛАВА 3. Ансамбль «Чевгелина».
В с. Пазелки действует эрзянский фольклорный ансамбль «Чевгелина», что переводится как «Калинушка». В 2023 году ансамбль отметил свой 10-летний юбилей.
За 10 лет певуньи «Чевгелины» выступали: Саранск 7 раз, Вышелей 7 раз, Пенза 34 раза, Бессоновка 5 раз, Пазелки 62 раза, г.Заречный 7 раз, Чемодановка 3 раза, Сосновка 7 раз, Русский Ишим 3 раза, Демкино 2 раза, Полеологово 2 раза. Всего 147 выступлений. Была передача на Радио Пенза с ведущим С.Ю.Пономарёвым.
«Чевгелина» участвует во всех культурных мероприятиях села, школы.
ГЛАВА 4. День эрзянского языка.
Традиционным является праздник «День эрзянского языка». К подобным мероприятиям привлекается школа, районная газета «Наша Газета «Бессоновские известия», Межпоселенческая центральная районная библиотека, где создан постоянно действующий «уголок» книг на языках народов России.
Каждый год в апреле в рамках Дня эрзянского языка в местной школе проводится конкурс чтецов поэтических произведений на эрзянском языке. А началось это 12 лет назад. Идею проведения такого конкурса подал энтузиаст Пензенской области Александр Фёдорович Борисов, взявший на себя и финансовые расходы по приобретению призов и подарков для победителей и участников конкурса. Сам же на своей машине ежегодно привозил гостей из Саранска и обратно.
Изначально конкурс был посвящен народному эпосу “Мастораве”. Учащиеся наизусть учили отрывки из “Масторавы” и кто на эрзянском, кто на русском языках читали их со сцены школьного актового зала перед своими одноклассниками и учителями с приглашением для жюри людей, хорошо владеющих родным языком. Говорят, одна единственная книга с эпосом “Масторава” на эрзянском языке, которую с трудом достали для проведения этого конкурса, от частого обращения к ней прилично истрепалась, требуется срочная её реставрация. Поэтому сейчас на конкурсе стали использовать произведения других авторов.
Встречают, как всегда с хлебом и с мёдом (такой обычай), с песнями, с улыбками и объятиями. В актовом зале - ни одного пустого места. Среди сидящих большинство - дети. От детского сада до старшеклассников - все они желают участвовать в конкурсе чтецов. И так бывает каждый год. Даже самые шаловливые непоседы сами просятся показать свое мастерство в чтении стихов. Все с нетерпением ждут основное действо мероприятия.
Состязание начинают самые маленькие - воспитанники д/сада. За ними учащиеся 1-го и последующих классов. Надо сказать, дети все стараются. Многие читают выразительно, с хорошим произношением слов на эрзянском языке, даже перевоплощаясь в тот или иной образ. Конечно, не всем удается избежать акцента. Тем не менее в некоторых случаях членам жюри трудно выбрать самого лучшего чтеца. Кроме победителей награды получают и все участники. Это очень важно. Поскольку все они готовятся, начиная чуть ли не с первого сентября. Как говоритруководитель филиала школы Л.В. Спиридонова, для детей это самый незабываемый день, как и для учителей, испытывавших не меньшие волнения и переживания за своих учеников.
После подведения итогов - концерт с участием местных артистов, ансамблей “Чевгелина”, “Эрзянка”. Музыкальные подарки привозят из Саранска участницы ансамбля "Ламзурь" (МБУК "Дворец культуры г.о. Саранск"), гостья из Пензы Елена Цыганова, завоевавшая титул “Мисс Пензенской области” в конкурсе “Финно-угорская красавица”, который впервые состоялся в г. Пензе в апреле 2022 года.
Заканчивается встреча за Круглым столом с обсуждением вопросов по сохранению культурного наследия народа. Все не перестают благодарить организаторов праздника, который демонстрирует единый порыв коллектива школы, всех жителей села воздать должное родному языку народа, проживающего здесь, на этой территории, испокон веков.
ГЛАВА 5. Школьный музей.
В мае 2010 года открыт Школьный краеведческий музей. В музее представлены экспонаты, рассказывающие об истории села, о культуре, быте, традициях народа эрзя. Самая большая ценность- настоящий эрзянский женский костюм с украшениями, которому более 100 лет.
В музее имеется большая коллекция документов о жителях села- участниках Великой Отечественной войны, письма с фронта, медали, каски, снаряды. Сбором информации, предметов быта занимается поисковый отряд "Память" под руководством Понятовой Л.Н., которая является настоящим хранителем музея. Многие экспонаты были подарены музею жителями села.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне была проведена большая работа по поиску информации об участниках войны для создания " Книги памяти", оформлены и подписаны фотографии к акции " Бессмертный полк"
Ребята-экскурсоводы регулярно проводят увлекательные экскурсии по школьному музею. Для учеников школы здесь проходят занятия по истории мордовской культуры, внеклассные мероприятия. Охотно посещают наш музей ребята из соседней школы с. Сосновка, учителя из других школ, администрации Бессоновского района. Бывают также гости из Мордовии.
В селе Пазелки также установлен памятник, посвященный погибшим воинам-односельчанам. У памятника проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню защитника Отечества и другие. При проведении торжественных мероприятий обеспечивается возложение венков и цветов к памятнику погибшим воинам-односельчанам в Великой Отечественной войне. После завершения торжественной части гости мероприятия могут насладиться концертом, подготовленным учащимися школы и воспитанниками детского сада, а также коллективом «Чевгелина» и блюдами полевой кухни.
6 марта 2010 года на стене нашей школы была открыта мемориальная доска. На доске изображена пожилая женщина со скорбным лицом и ясными глазами, в которых застыла огромная боль и надежда. На ее груди орден материнской славы. Это Тимошкина Евгения Прохоровна.
Школа долго готовилась к открытию мемориальной доски. Учителя и ученики вели поисковую работу, встречались с родственниками Тимошкиной Е.П.. собрали мною фактов из жизни этой семьи. И вот накануне Международною женскою дня состоялось открытие мемориальной доски.
Семья Тимошкиных подняла семерых сыновей и трёх дочерей. В тяжёлую для страны годину все сыновья были призваны в ряды Красной армии. На пятерых: Николая, Степана, Даниила, Ивана и Федора,- родители получили похоронки. В конце войны домой вернулись только двое, Александр и самый младшенький Василий. Тяжело раненный в голову, Василий умер в том же 45 году, а в 1947 году не стало и последнею сына.
За воспитание десятерых детей, пятеро из которых сложили свои головы за Родину на поле боя, Евгении Прохоровне Тимошкиной в 1957 году было присвоено звание "Мать-героиня».
Хоть и высокая была награда, но и материнское горе великое. В этом же 1957 году Евгения Прохоровна умерла. По словам Маркела Герасимовича, её мужа и отца погибших сыновей, не выдержало материнское сердце, вот и лопнуло от горя и тяжёлой утраты.
В Великую Отечественную войну из вашего села было призвано более шестисот человек. Не было в селе дома, куда бы хоть раз не приходила похоронка. Дом Тимошкиных похоронка посетила пять раз. История этой семьи помогает нам осознать, какой ценой была добыта Великая Победа и через какие испытания и лишения пришлось пройти людям того времени.
ГЛАВА 6. Купель.
12 ноября 2017 года в селе Пазелки Бессоновского района в живописном овраге состоялось открытие и освещение святого источника во имя Казанской иконы Божией Матери и купели у святого источника.
Купель жители эрзянского села Пазелки Бессоновского района возвели своими силами. Одни помогали деньгами, вторые - материалом, третьи ее строили.
Люди считают: тем самым они показали пример остальным верующим, облагородив на родной земле святое место, где теперь на праздник Крещения Господня собирается больше сотни человек.
«И из города много приезжает людей, и моих знакомых, и много других людей. Тут и вода очень вкусная, и вода в купели наполнена духом», - рассказывают жители села.
Ровно в полночь - после того, как батюшка заканчивает обряд освящения, - собравшиеся разделяются. Кто-то торопился запастись крещенской водой, другие спешили окунуться в иордань.
Правда, священнослужители в один голос говорят, что не купание в крещенскую ночь, а исповедь в церкви очищает душу человека. А вот его тело после погружения в холодную воду хорошо согревает горячий чай. Стоя у костра, жители Пазелок мечтают о том, чтобы в их селе появился православный храм.
Заключение.
В работе над проектом «Духовно-туристический маршрут «Пазелские традиции» была изучена, добыта нами, из разных источников, информация об истории нашего села.
Мы сотрудничали со старожилами села Пазелки. Жители сёл охотно делились с нами информацией о истории святынь поселения. Также информацией поделились руководитель филиала МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки Людмила Владимировна Спиридонова и руководитель ансамбля «Чевгелина» Людмила Николаевна Спиридонова.
Надеемся, что наша работа заинтересует жителей других населённых пунктов нашего района, области и привлечет к нам в поселение туристов или просто людей желающих познакомиться с традициями нашего села.
Мы не хотим останавливаться на достигнутым и планируем в дальнейшем изучить, исследовать святыни нашего села и составить духовно-туристический маршрут по всему району.
- Список источников и использованной литературы
- Электронный ресурс:
- http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=11&t=923
- Электронный ресурс:
- https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%88%20%D1%8D%D1%80%D0%B7%D1%8F%D0%BD%D1%8C%20%D1%87%D0%B8
- Электронный ресурс:
- https://vk.com/wall-156524586_8754
- Электронный ресурс:
- https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD&clid=2063711&search_source=dzen_desktop_safe&lr=47
- В работе использованы рассказы жителей села Пазелки Бессоновского района Пензенской области, а также материалы школьного музея.
Приложение
Карта с указателями